ГИА-11 2023

Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ

11 класс

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ https://drive.google.com/file/d/1xWjB5WR0O1IzuVV9c6OMVkFX0-WWJuuh/view?usp=share_link

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ https://drive.google.com/file/d/1vzNMxDtbq7t6_Rzs83XrGM33mtlUBY0A/view?usp=share_link

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по ФИЗИКЕ https://drive.google.com/file/d/15QuLeSAp_4kVnzxmhjm0OfqaWbGiem7C/view?usp=share_link


ГИА-11 2022

Анализ результатов ЕГЭ и ЕРЭ по физике в Донецкой Народной Республике


РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЗИКЕ

Число участников Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) по физике в Донецкой Народной республике в 2021 году составило 62 человека.

Средний балл ЕГЭ по физике 2021 г. составил 47,8 балла. Минимальный балл ЕГЭ по физике в 2021 г., как и в 2020 г., составил 36 баллов. Количество участников экзамена, не преодолевших порог минимального балла, в 2021 г. −7 человек, что составило 11,29%.

В 2021 г. доля участников экзамена, набравших 81-100 баллов, составила 4,84%,

Анализируя результаты выполнения экзаменационной работы для групп заданий по разным тематическим разделам, отметим, что результаты выполнения заданий по электродинамике несколько ниже, чем по остальным разделам. Традиционно наиболее высокий средний процент выполнения демонстрируется для заданий по механике. Однако и в механике результаты ниже ожидаемых продемонстрированы для заданий на определение относительной скорости и на вычисление пройденного пути по графику зависимости проекции скорости от времени. В молекулярной физике проблемными оказались задания на расчет удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования веществ по графикам зависимости температуры веществ по мере их нагревания.

По результатам выполнения групп заданий, проверяющих одинаковые элементы содержания и требующие для их выполнения одинаковых умений, можно говорить об усвоении элементов содержания и умений:

· вычислять значение физической величины с использованием изученных законов и формул в типовой учебной ситуации: второй закон Ньютона, сила упругости, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, закон сохранения механической энергии, потенциальная энергия пружины, кинетическая энергия, закон сохранения импульса, давление твердого тела, длина волны, зависимость средней кинетической энергии теплового движения молекул от температуры, уравнение состояния идеального газа, работа газа, КПД тепловой машины, относительная влажность воздуха, количество теплоты, формула для мощности тока, закон отражения света, магнитный поток, энергия магнитного поля катушки с током, ЭДС самоиндукции, закон радиоактивного распада (определение периода полураспада по графику);

· устанавливать соответствие физических величин, характеризующих процессы, и формул, по которым их можно рассчитать: равноускоренное движение тела; движение тела под углом к горизонту; параметры газа в изопроцессах; формулы, характеризующие работу теплового двигателя; ток в цепях постоянного тока с последовательным и параллельным соединением проводников;

· интерпретировать графики, отражающие зависимость физических величин, характеризующих равномерное и равноускоренное движение тела, свободное падение тела, изопроцессы в идеальном газе, изменение агрегатных состояний вещества, электромагнитные колебания в колебательном контуре; определять по графику зависимости скорости от времени путь, пройденный телом, ускорение по графику зависимости проекции скорости от времени;

· определять направление вектора напряженности суммарного поля нескольких точечных зарядов, силы Ампера, силы Лоренца, а также состав атома, атомного ядра и массовое и зарядовое числа ядер в ядерных реакциях;

· анализировать изменения характера физических величин для следующих процессов и явлений: движение тела, брошенного горизонтально; колебания пружинного маятника; движение спутников; изменение параметров газов в изопроцессе; преломление света; изображение в собирающей линзе; изменение параметров цепи постоянного тока; движение заряженной частицы в магнитном поле; изменение параметров колебательного контура; радиоактивный распад;

· проводить комплексный анализ физических процессов: движение под действием силы трения (графики зависимости силы трения и работы силы трения от времени); движение тела, брошенного под углом к горизонту; равномерное и равноускоренное движение, представленное в виде графика зависимости координаты от времени; движение тела по окружности; колебания математического маятника (данные таблицы); установление теплового равновесия в газах; изопроцессы в идеальном газе, представленные при помощи графика; изменение агрегатных состояний вещества; изменение параметров, характеризующих электрическое поле в конденсаторе при изменении его геометрических размеров; зависимость мощности и силы тока в спирали лампы накаливания от температуры; возникновение индукционного тока в катушке при изменении тока в другой катушке (с использованием схемы электрической цепи и графика изменения тока от времени); действие силы Ампера на проводник с током; возникновение ЭДС индукции в движущемся проводнике;

· записывать показания измерительных приборов (динамометра, термометра, амперметра, вольтметра) с учетом погрешности измерений, выбирать недостающее оборудование для проведения косвенных измерений и экспериментальную установку для проведения исследования;

· характеризовать свойства космических объектов (планет Солнечной системы, спутников планет, звезд) с использованием табличных данных и диаграммы Герцшпрунга-Рессела.

К дефицитам можно отнести группы заданий, которые контролировали умения:

· определять значение физической величины с использованием изученных законов и формул в типовой учебной ситуации: уравнение гармонических колебаний, удельная теплота парообразования (данные с графика), основное уравнение МКТ, совместное использование закона Кулона и закона сохранения заряда, закон Ома для участка цепи (расчет цепей постоянного тока), энергия электромагнитных колебаний в колебательном контуре;

· определять направление суммарного вектора магнитной индукции двух проводников с током, число нераспавшихся ядер радиоактивного изотопа по заданному периоду полураспада;

· анализировать изменения характера физических величин для следующих процессов и явлений: плавание тел, явление фотоэффекта, излучение света атомом;

· устанавливать соответствие физических величин, характеризующих процессы, и формул, по которым их можно рассчитать, для абсолютно неупругого удара двух тел, для торможения автомобиля;

· проводить комплексный анализ физических процессов: изотермическое сжатие (расширение) водяного пара;

· решать расчетные задачи повышенного уровня сложности.

Освоение методологических умений проверялось заданиями, предполагающими использование простейших приемов: снятие показания шкальных приборов и выбор параметров установки по заданной гипотезе опыта.

В ходе подготовки к ЕГЭ по физике в рамках учебного процесса необходимо ориентироваться на требования к проведению лабораторных работ и обеспечить формирование всего спектра экспериментальных умений, предполагаемых в рамках углубленного курса физики средней школы: выбор оборудования и измерительных приборов с учетом цели опыта; выбор измерительных приборов с учетом предполагаемых диапазонов измерения величин и достижения максимально возможной точности измерений; планирование хода исследований с учетом минимизации случайных погрешностей; проведение серии измерений с определением средних значений; запись прямых измерений с учетом абсолютной погрешности, сравнение полученных значений с учетом абсолютных погрешностей, определение относительной погрешности прямых измерений; построение графиков зависимости исследуемых величин с учетом абсолютных погрешностей измерений; расчет относительной и абсолютной погрешностей косвенных измерений; интерпретация результатов проведенных измерений. Это связано с тем, что полноценная реализация требований стандарта к формированию экспериментальных умений возможна лишь при выполнении обучающимися всего спектра практических работ. Форма их проведения может быть различна: классические лабораторные работы при изучении темы и проведение итогового практикума; специальные еженедельные занятия, выделенные для выполнения только лабораторных работ; проведение серии лабораторных работ в конце изучения темы в виде закрепления материала и т.д.

Следует отметить, что качество реализации практической части курса физики влияет не только на выполнение заданий, проверяющих методологические умения. В КИМ ЕГЭ многие задания на соответствие и большинство заданий на множественный выбор (интегрированный анализ физических процессов) построены на базе различных опытов и требуют умений интерпретировать результаты исследований и делать выводы, адекватные полученным данным.

Еще одна проблема участников ЕГЭ по физике – недостаточно прочные теоретические знания. Анализ выполнения заданий по всем темам курса физики показывает, что зачастую частные законы и формулы усвоены лучше важнейших фундаментальных законов и постулатов, а заучивание формул идет без осмысления сущности физических процессов. Можно предположить, что в силу нехватки времени переход к решению задач происходит практически сразу после изучения теоретического материала без полноценной проверки его понимания и усвоения.

Здесь можно порекомендовать либо увеличить долю индивидуальных устных ответов обучающихся на уроках при проверке домашних заданий, либо систематически включать вопросы, проверяющие освоение теоретического материала, в контрольные работы. Следует иметь в виду, что если при первичном закреплении такие вопросы могут базироваться на простом описании одного или нескольких из изученных элементов содержания (т.е. на пересказе материала учебника), то в контрольной работе такие вопросы должны иметь характер рассуждения, а также требовать обобщения, сравнения, выводов, доказательства и т.п. Можно включать в проверочные и контрольные работы специальные задания на проверку теоретических знаний (например, на выбор верных утверждений из числа предложенных). Эти приемы позволят добиться более прочных теоретических знаний, что позволит обучающимся лучше понимать особенности протекания физических процессов, выстраивать иерархию физических законов и скажется на результатах выполнения экзаменационных заданий.

Анализ результатов ЕГЭ по физике показал, что большинство участников испытали затруднения при решении задач высокого уровня сложности с развернутым ответом. Поскольку физические задачи являются универсальным средством обучения, их можно эффективно использовать на различных этапах изучения материала: для постановки проблемы, требующей решения, для сообщения новых знаний, для формирования практических умений и навыков обучающихся, для проверки качества усвоения материала, для повторения, закрепления и обобщения материала. Можно порекомендовать в равной мере уделять внимание решению качественных и расчетных задач, так как необходимо добиваться глубокого понимания сути явлений, процессов и формирования навыков их решения, а также решать расчетные задачи высокого уровня сложности по всем разделам школьного курса физики, используя при подготовке к ЕГЭ по физике материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru).

Представленный выше анализ результатов выполнения заданий КИМ ЕГЭ по физике показывает проблемные зоны как по отдельным элементам содержания, так и по группам проверяемых умений. Подробный разбор содержания заданий и типичных ошибок, допускаемых выпускниками, позволит учителям при планировании учебного процесса принять меры по минимизации выявленных проблем, совершенствуя дидактические материалы, выбирая приемы работы с обучающимися, оптимальные для их уровня подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ФИЗИКЕ


Для проведения Единого республиканского экзамена (ЕРЭ) по физике было организовано 105 пунктов проведения экзаменов.

Количество участников ЕРЭ по физике остается небольшим, но относительно стабильным. Контингент участников государственной итоговой аттестации по физике в основном однородный и представлен обучающимися 11-х классов общеобразовательных организаций – 87,64%, 10,22% составляют обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования и 2,15% – выпускниками прошлых лет.

Результаты Единого республиканского экзамена по физике

Количество тестовых баллов

0 – 59

от 60 и выше

100

Количество участников %

11,29%

76,35%

12,37%



Средний тестовый балл по физике – 82,52

Минимальный балл ЕРЭ по физике в 2021 г., как и в 2020 г., составил 60 баллов. Количество участников экзамена, не преодолевших порог минимального балла, составляет 11,29%, доля участников, которые набрали высший балл – 12,37%. 7 обучающимся, ставшим победителями и призерами заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по физике, результаты участия в заключительном этапе были засчитаны как результаты государственной итоговой аттестации.


В сравнении с результатами государственной итоговой аттестации по физике в 2020 году количество стобалльников значительно увеличилось:

2020 год – 14 участников;

2021 год – 23 участника.


Типичные ошибки, допущенные участниками ЕРЭ по физике

Задания №№1-16 (по 4 балла за правильный ответ)
· допущены исправления записей;
· неверно выполнены математические вычисления;
· ошибки в записях единиц измерения физических величин в СИ или отсутствие записей возле числового ответа.

Задания №№17-19 (по 6 баллов за правильный ответ)
· присутствует запись условия задачи;
· неверно выведена конечная формула;
· поэтапное решение задачи с промежуточной записью формул;
· ошибки в записях единиц измерения физических величин в СИ;
· отсутствие промежуточных преобразований в проверке размерности;
· использование значений const, несоответствующих указанным в «Приложении».

Задания №№20-21 (по 9 баллов за правильный ответ)
· отсутствие рисунка или ошибки в рисунке к задаче, рисунок не соответствует условию задачи;
· неаккуратное выполнение рисунка к решению задачи;
· недостаточное формулирование словесных пояснений в решении задач или их отсутствие;
· ошибки в математических расчётах, округлении результата;
· ошибки в записях единиц измерения физических величин в СИ или отсутствие проверки.

Исходя из анализа результатов ЕРЭ по физике в 2021 году, можно рекомендовать учителям физики следующие шаги для коррекционной работы.

Для повышения результатов ЕРЭ по физике представляется целесообразным готовить обучающихся к выполнению максимального числа заданий за строго ограниченное время. Для этого обучающийся должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформлять результаты отдельных заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики.

При решении задач на уроках физики необходимо больше внимания уделять темам: законы сохранения в механике, механические колебания, статика, термодинамические циклы, уравнение теплового баланса, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон сохранения энергии в электродинамике применительно к различным электрическим цепям, геометрическая оптика, квантовая физика.

Наиболее общей проблемой для обучающихся является точное пошаговое следование алгоритму решения задачи, вывод конечной формулы. Для того чтобы уменьшить количество неверно решенных заданий, необходимы знания алгоритмов решения задач и умения их применять, не нарушая логику решения. При объяснении необходимо заострять внимание на особенностях каждого шага алгоритма: запись условия, разбиение решения на этапы, выявление их особенностей, введение обозначений, чертеж и т.д., при этом формировать у обучающихся чёткое понимание того, что расчётная задача должна заканчиваться выводом конечной формулы и проверкой единиц измерения физических величин в СИ. Такие действия необходимо отрабатывать не только в старшей, но и в основной школе, решая сложные задачи, связывающие разные разделы физики.

Также следует обращать внимание обучающихся на инструкции к выполнению КИМ, использование const из «Приложения» к КИМ, придерживаться математических правил округления и выполнения арифметических действий.


Представляется полезным при проведении контроля знаний и подготовке к ЕРЭ по физике использовать открытый банк заданий на сайте РЕСОБРНАДЗОРА.



ЕГЭ-2022: подготовка на 100 баллов

Как правильно готовиться к ЕГЭ-2022 по физике? Советы и разбор заданий демонстрационного варианта с 1 по 23 от кандидата физ.-мат. наук, доцента Карибьянц Владислава Рубеновича: https://www.youtube.com/watch?v=ftOjJLHazuA

Советы и разбор заданий демонстрационного варианта с 24 по 30 от кандидата физ.-мат. наук, доцента Карибьянц Владислава Рубеновича: https://www.youtube.com/watch?v=wqAdrTlnebE

Консультация по подготовке к ЕГЭ-2022 по физике от кандидата физ.-мат. наук, члена комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по физике Сергея Старыгина: https://www.youtube.com/watch?v=H5XxtdeN8IE

Шпаргалки по основным разделам физики в краткой форме: https://4ege.ru/fizika/63758-shpargalki-po-fizike.html

Из опыта подготовки обучающихся к ЕГЭ-2022 по физике Кучерявенко В.Н., учителя физики МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области «Решение задач на использование законов фотоэффекта при подготовке к ЕГЭ»: https://4ege.ru/fizika/63470-reshenie-zadach-na-ispolzovanie-zakonov-fotoeffekta.html



ЕРЭ-2022: подготовка на 100 баллов

Вариант ЕРЭ-2022 по физике с ответами: https://4ege.ru/trening-fizika/62248-variant-ege-2021-po-fizike.html

Шпаргалки по основным разделам физики в краткой форме: https://4ege.ru/fizika/63758-shpargalki-po-fizike.html

Из опыта подготовки обучающихся к ЕГЭ-2022 по физике Кучерявенко В.Н., учителя физики МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области «Решение задач на использование законов фотоэффекта при подготовке к ЕГЭ»: https://4ege.ru/fizika/63470-reshenie-zadach-na-ispolzovanie-zakonov-fotoeffekta.html










Комментариев нет:

Отправить комментарий